Ваш город:

Об открытии специальных классов для детей с аутизмом и альтернативах ЕГЭ

17 сент. 2024 г.
0
2129

В Госдуме РФ предложили открыть в школах классы для детей с аутизмом, а в новосибирском Академгородке – возможные альтернативы и формы итоговой аттестации в школе и вступительных экзаменов в вузы.

Заседание в Госдуме РФ
Заседание в Госдуме РФ / https://m.vest-news.ru/

Как сообщила зампред Комитета Государственной Думы РФ Татьяна Соломатина, сегодня важно расширять возможности инклюзивного образования для детей с аутистическими расстройствами, и в том числе открывать для них специальные классы в обычных школах.

С января 2025 года вступят в силу обновленные клинические рекомендации Минздрава РФ для лечения детей с аутизмом. Для лечения такой категории детей рекомендовали использовать современные проверенные методики развития моторики, речи, письма, коррекции поведения, музыкальную терапию и специальную физкультуру. В перечень врачей, которые должны осматривать детей с аутизмом, включили окулиста, гастроэнтеролога и невролога.

По словам парламентария, детям с аутизмом важно помочь адаптироваться в обществе и развивать для них инклюзивное образование, ведь такие дети не терпят шума, резких звуков, окриков, беготни, к ним нужен особый подход, и учителей надо к этому готовить.

Комментируя предложение, депутат рассказала о Томске, где в обычных школах есть классы для детей с аутистическими расстройствами, и этот опыт надо перенимать другим регионам. Также она добавила, что есть разные формы аутизма: он может протекать как с сохранным интеллектом, так и с разной степенью умственной отсталости. В то же время среди аутистов есть много талантливых и даже гениальных детей, и «важно найти эту искорку в маленьком человечке, помочь ему развить способности и адаптироваться к общей среде».

Отметив, что новые клинические рекомендации улучшат диагностику и лечение детей с аутизмом, законодатель сказала: «Проверенные методики действительно принесут пользу детям с аутизмом. Это оградит родителей детей с таким диагнозом от лжеспециалистов, навязывающих ненужные и недоказанные процедуры».

Тем временем, согласно материалам «Российской газеты», в новосибирском Академгородке предложили альтернативы Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

В октябре 2024 года депутаты Госудумы начнут рассмотрение законопроекта об отмене ЕГЭ. Эта тема вызвала активное обсуждение на круглом столе в Доме Ученых Новосибирского Академгородка, где собрались представители власти, учителя, директора школ и преподаватели вузов, которые не выдвигали категоричных требований к полной отмене ЕГЭ, но рассматривали возможные альтернативы и формы итоговой аттестации в школе и вступительных экзаменов в вузы.

В рамках встречи прозвучало мнение о том, что для технических и естественно-научных специальностей ЕГЭ мог бы остаться в формате тестирования, поскольку эти дисциплины предполагают объективные, количественно измеримые результаты. Для гуманитарных же направлений, напротив, предлагалось ввести устную форму экзамена, которая бы лучше отражала уровень подготовки учащихся и их способность к аналитическому мышлению.

Также особое внимание было уделено ученикам, которые проявляют интерес к науке уже в школьные годы. Для таких учащихся предлагалось создать альтернативный путь поступления в вузы через участие в научно-практических конференциях. Подобная модель, как считают эксперты, позволила бы зачислять этих студентов без вступительных испытаний, ориентируясь на их научные достижения. На сегодняшний день школы, особенно те, которые входят в список опорных школ Российской академии наук, уже активно занимаются подготовкой таких учеников, и их опыт показывает, что 10–15% школьников способны на серьёзные научные достижения ещё до окончания школы.

В качестве действующей альтернативы ЕГЭ на данный момент остаются всероссийские школьные олимпиады (ВсОШ), победители которых автоматически зачисляются в вузы на приоритетной основе. Но данный путь доступен лишь небольшому числу абитуриентов, которые преимущественно выбирают столичные университеты. В связи с этим было акцентировано внимание на том, что региональные вузы должны развивать собственные олимпиады, что поможет привлечь талантливых и мотивированных студентов. В качестве примера был упомянут Новосибирский государственный университет. Вуз попробовал реализовать подобную олимпиаду для зачисления на физический факультет, однако включить её в перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении, пока не удалось.

Обсуждался на круглом столе и вопрос качества образования и уровня подготовки школьников. Несмотря на введение ЕГЭ, задумывавшийся как объективная система оценки знаний, существуют мнения о том, что он далеко не всегда отражает реальные способности учащихся. Прежде всего эксперты отметили, что содержание экзаменационных заданий иногда не соответствует уровню подготовки школьников и сильно зависит от специфики вопросов. В частности, в 2020 году задания по обществознанию были проще из-за пандемии, что привело к повышенным баллам у многих выпускников, а в последующие годы уровень сложности заданий по этой дисциплине возрос, что негативно сказалось и на результатах.

Что же касается ЕГЭ по математике, то его разделение на базовую и профильную модель тоже повлияло на восприятие экзамена: базовый уровень оказался слишком простым, что привело к созданию искусственной «ситуации успеха» у студентов, не планирующих поступать на технические специальности. По мнению многих специалистов, такой разрозненный подход к оценке знаний может не отражать реальный уровень подготовки школьников.

Кроме того, критике подверглось и то, как школы, учителя и родители ориентируются на высокие баллы по ЕГЭ, иногда забывая при этом о том, что основной задачей школы должно быть развитие личности и раскрытие ее потенциала. Профессора и психологи обратили внимание на то, что последние три года обучения в школе часто сводятся только к подготовке к ЕГЭ, что отрицательно сказывается на уровне знаний и развитии самостоятельности у школьников: студенты, поступающие в вузы, оказываются не готовы к самостоятельной работе и требуют особого контроля.

Резюмируя озвученные факты, участники круглого стола предложили перенести рассмотрение законопроекта об отмене ЕГЭ на год, для того чтобы создать государственную комиссию, которая бы произвела тщательный анализ влияние экзамена на систему образования за последние 20 лет. Членами данной комиссии должны стать представители вузов, которые смогли бы оценить, насколько высокие баллы по ЕГЭ действительно коррелируют с академической успеваемостью студентов.

В итоге все участники круглого стола согласились с тем, что необходимо продолжить анализ и обсуждение реформ в образовании с целью обеспечения объективности и равенства возможностей для всех учеников.

Стоит также напомнить, что ранее в СМИ об увеличении проходных баллов ЕГЭ в 2024 году по сравнению с прошлым годом. В некоторых вузах проходной балл вырос на 10 пунктов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Студенты на лекции
В пресс-службе Министерства науки и высшего образования РФ рассказали об открытии производственной аспирантуры в 2025 году и назвали нормой перевод н..
О появлении производственной аспирантуры и переводе на бюджет студенток после рождения ребёнка
14 окт. 2024 г.
0
272
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1590
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
2071
Оставить свой комментарий

Ваш город: