В самом скором времени дополнительное образование в России будет восприниматься не столько в качестве вспомогательного (второстепенного) метода обучения и развития молодого поколения, сколько в качестве экспериментальной площадки для "обкатки" инновационных образовательных технологий и моделей будущего.
В обществе, нацеленном на всестороннее развитие, дополнительное образование уже давно не воспринимается в качестве второстепенного. А все потому, что именно открытое, неформальное и персональное обучение (к которому и относится дополнительное образование) позволяет ребенку с легкостью адаптироваться к регулярно изменяющимся условиям окружающего мира. А значит, имеет первостепенное значение для развития государства. Это давно уже поняли в странах Европы, где развитию дополнительного образования и разработкам инновационных методов обучения уделяется самое пристальное внимание. Причем как со стороны государственных ведомств, так и со стороны общества.
Это же с недавних пор понимают простые россияне и общественные деятели, и, наконец-то, поняли правительственные чиновники России, которые всерьез занялись разработкой концепции развития системы дополнительного образования в нашей стране в контексте развития высококвалифицированного креативного потенциала государства. Другими словами, можно смело утверждать, что в самом скором времени дополнительное образование в России будет восприниматься не столько в качестве вспомогательного (второстепенного) метода обучения и развития молодого поколения, сколько в качестве экспериментальной площадки для "обкатки" инновационных образовательных технологий и моделей будущего.
Кстати, стремления российского правительства подтвердил и Президент России, который еще в 2012 год подписал указ, которым предусматривается разработка соответствующей Концепции и реализация различных мероприятий, направленных на то, чтобы к 2020 году число молодых людей в возрасте 5-18 лет, занимающихся по дополнительным программам образования, увеличилось с 62 % до 70-75%.
На сегодняшний день у нас уже разработана и одобрена Концепция развития дополнительного образования, при создании которой были задействованы как специалисты Министерства образования, так и специалисты Минкультуры и Минспорта.
Основные задачи Концепции развития дополнительного образования
Существующая на сегодняшний день в России сфера дополнительного образования носит интеграционный, межведомственный характер, а обучающие программы реализуются в образовательных организациях всех уровней (дошкольных, школьных, профессиональных, высших и допобразования). Отметим, что поскольку значительная часть негосударственного сектора образовательных услуг остается неохваченной, одной из основных задач, которые планируют решить российские чиновники в процессе реализации Концепции развития дополнительного образования, является модернизация нормативно-правовой базы, обеспечивающей расширение прав и полномочий негосударственных образовательных организаций, занимающихся предоставлением услуг в сфере допобразования.
Кроме того, ожидается решение таких задач, как:
- качественное улучшение и расширение границ доступности услуг дополнительного образования (в частности, усиление адресной направленности работы с молодежью);
- развитие современной инфраструктуры допобразования и привлечение молодых высококвалифицированных кадров в эту сферу;
- обновление содержательной части дополнительного образования на базе интересов детей, а также потребностей как всего общества в целом, так и каждой семьи в отдельности;
- создание эффективного общественно-государственного механизма управления развитием системы допобразования;
- создание благоприятных условий, позволяющих общественности принимать самое активное участие в контроле развития системы дополнительного образования.
Все эти задачи планируется решить в два этапа:
- 2014-2017 гг – разработка пилотных проектов и мероприятий, направленных на внедрение всех положений концепции, а также формирование механизмов ее реализации, управления финансированием, информационного и научно-методического обеспечения и т.д.;
- 2018-2020 гг – реализация региональных программ дополнительного образования и распространение пилотных проектов по регионам России.
Вместо заключения
Очень хочется верить, что начинания Правительства России, направленные на реформирование существующей системы допобразования, не ограничатся только лишь разработкой Концепции и попытками внедрения пилотных проектов. Надеемся, что уже в самом ближайшем будущем в нашей стране будут эффективно и на всех уровнях работать качественные и регулярно обновляемые программы дополнительного образования, для разработки и внедрения которых будут использованы высококвалифицированные кадры, а также инструменты независимой оценки качества и общественно-государственного контроля.