Ваш город:

Школа на дому: как лучше организовать обучение

8 дек. 2021 г.
0
5537

Домашнее образование вызывает противоречивые чувства в современном российском обществе – и не только у родителей школьников, но и в педагогической среде. Но вопреки всему, в последние годы домашнее обучение становится все более популярным. И в некоторых случаях, домашнему обучению отдается предпочтение не в силу объективных причин, а по принципу «а чем мы хуже Пети или Васи?».

Школа на дому: как лучше организовать обучение

Родители спешат воспользоваться правом перевода ребенка на домашнее обучение, иногда даже не задумываясь о степени необходимости и о том, смогут ли они организовать полноценный домашний формат обучения. А ведь получение образования на дому автоматически подразумевает, что придется выполнять часть административных обязанностей школы, да и учителей придется подменить, не имея соответствующей подготовки и времени.

Поэтому перед принятием решения о переводе ребенка на домашнее обучение необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

«Дворянское образование» в XXI веке – хорошо или плохо?

Прошло немногим более 100 лет, когда детей учили «мусье» и «фрау» из тогда уже «прогрессивной Европы», которых приглашали дворяне, для которых это был повод похвастаться образованием драгоценного чада и потешить собственные амбиции. Правда, были и те, кто занимался обучением и воспитанием нового поколения всерьез, не ради скуки, тщеславия или забавы: такое домашнее образование стало основой и опорой для прогрессивного развития российского государства.

Собственно, с тех пор в обществе ничего не изменилось. Но настала другая эпоха – технологическая. Время требует от современных детей многозадачности, умения мгновенно воспринимать и обрабатывать огромный объем информации, одновременно отрабатывая коммуникативные навыки, потому что умение работать в коллективе – основное требование профессий будущего.

Если взглянуть на наших детей глазами даже самых образованных людей 19 века, то они – гении, все до одного! А гениям нужен оперативный простор, которого они лишены в комфортных, но ограниченных условиях домашнего пространства. В школе дают базовое образование – необходимый и достаточный минимум, а ребенку нужно больше. Но смогут ли родители выполнить обязательное требование – дать общее образование, да еще квалифицированно дополнить его углубленными знаниями по отдельным предметам? Найдется ли столько времени? Хватит ли терпения у взрослых, собственной организованности для проведения системных занятий? Где будет отрабатывать навыки коммуникаций школьник, находящийся на домашнем обучении?

Основные виды домашнего обучения

Надомное обучение

Вынужденный вариант, который дает возможность получить аттестат детям с ограниченными возможностями, тем, кто из-за длительного лечения не имеет возможности посещать школу. Это – не выбор, а, скорее, шанс. Занятия с такими детьми проводят учителя, которые «прикреплены» школой, и занятия могут проводиться не только дома, но и в больнице или реабилитационном учреждении.

Кроме бесплатной помощи учителей, таким детям выдаются, тоже бесплатно, учебники из школьной библиотеки. Учебный план составляется директором и завучем школы, с привлечением родителей, и утверждается приказом. Родители имеют право приглашать для обучения и проверок учителей из других школ. «Минус» в том, что в учебный план будут включены только основные предметы, а учителя к дополнительной нагрузке относятся, мягко говоря, без энтузиазма, поскольку материально не заинтересованы в посещении «надомников».

Семейное обучение

Более осознанный выбор родителей, чем надомное, при котором, как правило беда вынуждает забрать ребенка из школы. Причины перехода на семейное обучение:

  • Психологические (ребенок – интроверт или экстраверт, конфликты в школе);
  • Частые переезды семьи, связанные с работой, другие семейные обстоятельства;
  • Ребенок профессионально занимается спортом, музыкой или другими видами искусства, требующими индивидуального графика учебных занятий;
  • Родители считают, что могут дать больше знаний, потому что ребенок – гений;
  • Религиозные убеждения и т.д.

Родители могут заниматься с такими детьми самостоятельно, с привлечением репетиторов и онлайн-школ. Но при этом они имеют право на бесплатные консультации школьных учителей и учебники, а проверку знаний проходят в школе, вместе с «удаленными» одноклассниками.
Конечно, удобно не зависеть от общего расписания, сэкономить на школьной форме, учиться в удобном темпе и комфортных домашних условиях. Главный недостаток – отсутствие коммуникации со сверстниками и общение, ограниченное узкими семейными рамками. А еще родителям придется прилагать немалые усилия, чтобы грамотно организовать учебную дисциплину: ведь, успешное усвоение знаний зависит, в том числе, от того, насколько системно будут проводиться занятия. В будущем таким детям придется и работу подбирать только ту, где возможен индивидуальный график, потому что им будет белее, чем сложно подстроиться к работе в коллективе, соблюдая определенный рабочий ритм.

Дистанционное обучение

О дистанционном обучении уже имеют представление все школьники и студенты России, а также их родители, в связи с пандемией и вынужденными занятиями в формате онлайн. Главный недостаток этой формы обучения – несовершенство обучающих технологий и отсутствие единого дистанционного плана. Собственно, с юридической точки зрения дистанционное обучение не является самостоятельной формой, а лишь дополняет стандарты в экстренных случаях. Регулярная связь с учителями при дистанте не прекращается, аттестации проходят в очном формате. И, да, дети находятся дома, но должны выходить на связь по расписанию, а уж как организованно они это делают, должны следить родители, потому что учитель с экрана монитора не может проследить, чем в действительности занят ученик во время онлайн-урока.

От чего нельзя отказаться при переводе ребенка на домашнее обучение?

Прежде всего, нужно позаботиться о здоровье ребенка. Домашние занятия должны проводиться с обязательными переменками, как в школе – это элементарные санитарные нормы, и они совсем не лишние. Зрение, осанка, своевременное и сбалансированное питание, гигиена, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе – не только важные составляющие успешной учебы, но и забота о здоровье ребенка на будущее.

Организованное рабочее пространство и строгое соблюдение расписания занятий стимулирует самодисциплину, приучает к аккуратности. Это – бесперебойная работа сети интернета, проведение занятий в специально отведенном месте, а не «на коленках», четкое и продуманное расписание уроков. В школе не бывает «сделаю потом», и ребенок, находящийся на домашнем обучении должен усвоить эти правила. Исключение можно делать только по уважительным причинам. Такой подход к домашнему обучению со стороны родителей избавит в дальнейшем от необходимости постоянно следить, не отвлекся ли сын или дочь на болтовню с друзьями по телефону или на компьютерные игры, напоминать ребенку, что нужно убирать рабочее место и т.д.

Обязательно нужно продумать, как ребенок будет общаться со сверстниками после занятий, чтобы он не чувствовал себя «узником», имел возможность отрабатывать навыки социализации.

Подведем краткий итог: расширенные возможности для домашнего обучения, предоставленные законодательством РФ – это хорошо, но еще лучше – правильный, вдумчивый подход, когда речь идет о будущем детей. Вспомним, по случаю, что труд учителей становится заметным, спустя многие годы, а именно при домашнем обучении родители берут на себя функции и ответственность профессионалов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Студенты на лекции
В пресс-службе Министерства науки и высшего образования РФ рассказали об открытии производственной аспирантуры в 2025 году и назвали нормой перевод н..
О появлении производственной аспирантуры и переводе на бюджет студенток после рождения ребёнка
14 окт. 2024 г.
0
301
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1612
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
2102
Оставить свой комментарий

Ваш город: