Когда речь заходит об обучении детей, которым предстоит использовать свои знания на пользу прогрессу уже завтра (а оно, как всегда, наступит внезапно и быстрее, чем кажется), банальная фраза «жизнь не стоит на месте» приобретает яркий смысл.
Технологии настолько закрепились в нашей реальности, что современные дети рождаются с пониманием их сути на интуитивном уровне. А значит, дальнейшее их развитие предполагает внедрение намного более сложных задач и использование кардинально новых методов и инструментов, чем те, которые ставятся и используются на базовом уровне обязательного образования.
Тем не менее, изменение школьных учебных программ в сторону усложнения пока не предвидится (к счастью, или к несчастью – время покажет), поскольку общее образование – для всех. Но талантам нужна база для раскрытия. Это значит, что все надежды на будущее процветание связаны с дополнительным образованием подрастающего поколения. Поэтому не лишним будет знать, что уже сделано в этом направлении, где и как сегодня дети осваивают профессии будущего.
Новая реальность – новый подход к воспитанию и обучению
У каждой игры существуют правила, и новые «игрушки» детей – часть взрослой реальной жизни: выход 2-3 летнего ребенка в мировую «паутину» сравним с его самостоятельной прогулкой по оживленному проспекту мегаполиса в час «пик», без знания правил и без сопровождения взрослых.
То, что дети сейчас осваивают смартфоны и планшеты раньше, чем азбуку и даже навыки устной речи, взрослых уже не удивляет. Современные технологичные «игрушки» помогают родителям увлечь малыша, едва освободившегося от пеленок, пока взрослые заняты своими делами. Дети приходят в первый класс, уже освоив базовый уровень владения ПК и познакомившись с «мировой паутиной» во многих деталях.
К сожалению, во время этого знакомства взрослые чаще всего остаются в стороне: ведь, главная их цель заключается в том, чтобы увлечь ребенка, дав свой гаджет, а самим погрузиться в собственные заботы. В этом и заключается главный негатив: погружение ребенка в виртуальный мир, где, безусловно, можно найти много полезного, при бесконтрольном доступе к сети происходит стихийно и не целенаправленно, что чревато приобретением бесполезных и даже вредных знаний для несформировавшейся личности.
Давая ребенку в руки инструмент для развития, необходимо объяснить малышу правила обращения с ним. Поскольку родители первыми «открывают двери» в виртуальный мир, то и объяснять детям правила поведения в неизведанном пространстве должны они.
Конечно, технологичный век имеет и свои преимущества: с помощью интернета легче развивать ребенка, а также показать ему, где можно найти полезную информацию, соответствующую его увлечениям и способностям.
Людям старшего поколения только кажется, что у современных детей слишком большая умственная нагрузка в школе. А они уже давно другие: многозадачные, активные, требующие не только притока информации в виде лекций и нравоучений, но и доказательств, проверенных на практике. Они нуждаются в том, что школа, учитывая разносторонние индивидуальные интересы каждого ученика, пока не может предоставить, хотя IT-клубы, кванториумы в школах появляются уже намного чаще. Только детей нужно направлять, подталкивать и подсказывать, где они могут утолить свою жажду знаний и найти применение своей неуемной энергии.
Министерство просвещения – в ногу со временем
Реализацию проекта «Образование», отчасти, ускорила «удаленка», из-за которой пришлось переводить на онлайн обучение целые регионы. Для чего, соответственно, понадобилось в срочном порядке создавать новые образовательные интернет-платформы.
Сейчас собственные аккаунты Министерства просвещения созданы во всех социальных сетях, откуда можно узнать последние новости из первых рук. Мониторинг показывает, что количество пользователей – более миллиона россиян:
- учеников школ и учащихся до 18 лет – 13%,
- людей в возрастной категории 35-45 лет – 27%,
- старше 45 лет - 16%.
Однако, 1 миллион россиян, вовлеченных в образовательный процесс в формате онлайн, маловато для 146 миллионов населения. В чем причина пассивности граждан, еще предстоит разобраться.
Но однозначно можно отметить, что многомиллионное присутствие детей и взрослых в социальных сетях связана не с низким качеством интернета (или отсутствием покрытия в самых труднодоступных уголках страны), а с низкой заинтересованностью граждан новыми образовательными технологиями, которые предоставляет ведомство просвещения при поддержке Правительства России.
А между тем, многочисленные обучающие эфиры, которые стартовали в марте 2020 года (когда вся страна ушла на удаленку) и доступны для всех, работают уже на постоянной основе, и каждый может найти для себя интересную тему:
- сменить профессию или повысить квалификацию;
- посмотреть эфир «Шоу профессий» с ребенком, и расширить его кругозор, представление о профессиях будущего;
- приобщиться к здоровому образу жизни с программами «Будь здоров» или «Спорт – это жизнь!»;
- узнать об открытии новых центров «Точка роста» и выбрать подходящее направление для саморазвития, и т. д.
До окончательной даты реализации Национального проекта «Образование» осталось 3 года – пройдено больше половины пути, открыто около 3 000 центров в 81 регионе России и больше 5000 – в сельских школах и малых городах. В этих центрах – новое оборудование, «по последнему слову техники».
По словам Антона Барашенкова – блогера и автора проекта «Палеогород», у него более 200 000 подписчиков, а ролик о мозозаврах набрал больше 5 миллионов просмотров. Это означает, что при желании детей можно увлечь полезным познавательным контентом.
Но важно, чтобы это желание появилось у взрослых. Беспокоит, что из 32,86 млн. детей в возрасте до 18 лет и 1,255 млн. педагогов в России, не считая молодежи в возрасте до 30 лет (а это около 30 млн человек), интернет-порталы Министерства просвещения посещает только миллион пользователей. Видимо, создания материальных условий «сверху» и стараний ведомства образования быть в тренде маловато.
Правда, работают и другие образовательные порталы на сайтах «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, TikTok, где количество школьников, молодежи и учителей исключительно с образовательной целью установить крайне сложно. Все же, цифровая среда имеет нежелательные побочные эффекты, и, похоже, к работе в социальных сетях нужно готовить не только детей, но и учителей.
«Кванториум» – альтернатива для будущего
Рано или поздно пандемия закончится, а с ней – обучение в соцсетях. Детям и подросткам захочется реального общения и практических навыков. И здесь очень кстати придется STEM-подход в обучении. 5 лет назад «Новая модель дополнительного образования детей» – стратегическая инициатива, одобренная Президентом РФ, с практическим ориентиром на получение новых знаний и решение самых сложных задач, проложила путь школьникам третьего тысячелетия к новому уровню технического развития и раскрытию творческого, научного потенциала.
«Кванториумы», как доступная и эффективная модель образования, доступны к клонированию во всех уголках России. Их преимущество – в реальности полученных навыков коллективного творчества.
Технопарк – отличная возможность не только посмотреть на мониторе, как происходит химическая реакция, но и самому поставить такой опыт (а практика – лучший способ понимания и запоминания). В Технопарках детям доступны любые направления:
- Для будущих энергетиков;
- Для страстных поклонников умных технологий;
- Будущих создателей промышленной робототехники;
- Для проектировщиков;
- Разработчиков наноматериалов;
- Космонавтиков – новой эры покорителей Вселенной и т.д.
В прошлом году в столице, в рамках пилотного проекта, заработали IT-классы, выпускники которых смогут претендовать на обучение в ВУЗе по соответствующему профилю. Цель создания таких классов – сосредоточение наиболее талантливых и увлеченных детей, желающих продолжить обучение по специальной программе и уже сделавших профессиональный выбор. IT-классы пока создаются для старшеклассников, а углубленный уровень предпрофессиональной подготовки ведется, пока по 6 основным направлениям:
- Информационная безопасность;
- Программирование;
- Моделирование и прототипирование;
- Технологии связи;
- Робототехника;
- Технологии больших данных.
По этим направлениям можно судить, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Тем более, создание IT-полигонов с компьютерными системами и материальной базой для робототехники, не оставляет сомнений, что все всерьез и навсегда, и в скором времени такие классы будут созданы во всех субъектах РФ. Разумеется, направления углубленного изучения будут расширяться.
А пока в социальных сетях и на официальных порталах можно отлеживать новости о предстоящих переменах в образовании и обсуждать предстоящие перемены в Телеграме или «Одноклассниках», выбирая свою профессию будущего.